Трансформаторные подстанции высочайшего качества

с нами приходит энергия

Монтаж и эксплуатация шин

ОТБРАКОВКА ШИН И ЗАЖИМОВ
Шины до начала монтажа должны быть тщательно осмотрены с целью выявления имеющихся в них дефектов и решения вопроса о пригодности их к монтажу.

Отбраковка жестких и гибких шин
Характер дефектаДопускСпособ устранения дефектов
Прямоугольные и круглые жесткие шины
Волнистость шины (изгиб плашмя)Не нормируетсяПравка на плите молотком из твердых пород дерева
Поперечная кривизна (изгиб на ребро)Не более 1 мм на 1 м шиныТо же
Вмятины и выемки, уменьшающие сечение шиныДопускается уменьшение сечения шины вследствие вмятин и выемок не более 1 % от общего сечения для меди, 1,5% для алюминияПри повышении допуска до 10% сечение шины в дефектном месте усиливается путем наложения болтовых накладок. При уменьшении сечения свыше 10% дефектное место вырезается
Раковины на шинахДопускаются раковины диаметром не более 5 мм и глубиной не более 0,15 мм для алюминия и не более 0,55 мм для медиПри раковинах диаметром свыше 5 мм и глубиной более 0,15 мм и 0,55 мм дефектное место вырезается
Шлаковые включенияДопуск не даетсяДефектное место вырезается
Слоистость и хрупкость металлаДопуск не даетсяДефект неустраним, шина бракуется
Продольные и поперечные трещины независимо от размераДопуск не даетсяДефект неустраним, шина бракуется
Круглые многопроволочные гибкие шины (провода)
Обрыв отдельных проволокДопускается обрыв только одной проволоки при условии использования дефектного участка шины на спуск или петлюНа место обрыва накладывается проволочный бандаж
Узлы (барашки), вмятины, перекрутки, надрезы проволокиДопуск не даетсяДефектные места вырезаются
Неверное направление повиваДопуск не даетсяДефект неустраним, провод бракуется
Коррозия внутренних поверхностей повивовДопуск не даетсяДефект неустраним, провод бракуется
Раскрутка провода против повиваДопуск не даетсяДефект неустраним, провод бракуется
Обработка жестких и гибких шин
Наименование операцииСпособ обработкиТехнические условия, способы проверки, допуски
Обработка и зачистка медных и алюминиевых шин. Снятие пленок окисла, устранение неровностей с контактных поверхностей и зачистка жестких шинОбработка медных и алюминиевых шин производится грубым напильником или специальными фрезами на шино-фрезном станке. Алюминиевые шины после обработки зачитаются под слоем вазелина. Непосредственно перед установкой контактная поверхность алюминиевой шины вторично зачищается мягкой стальной щеткойПосле обработки контактная поверхность шины должна быть шероховатой и при проверке стальным угольником и щупом 0,05 X 10 мм последний не должен проходить на глубину более 5 мм с любой стороны соприкасающихся поверхностей. Уменьшение сечения шины на обработанном участке не должно быть более 2%
Зачистка многопроволочных гибких шин (проводов)Поверхность гибкого провода, а при сильном окислении каждая проволока очищается мягкой стальной щеткой и покрывается тонким слоем технического вазелина, не содержащего кислот и щелочейОтсутствие кислот в вазелине проверяется путем подогрева его до 80-90° С в присутствии отполированной медной пластинки; спустя 12 часов пластинка не должна темнеть
Отсутствие щелочей определяется путем смешивания вазелина с концентрированной серной кислотой - вазелин не должен чернеть
Лужение контактных поверхностей медных и стальных шинДля лужения медных и стальных шин применяется припой ПОС-30, а в качестве флюса - канифоль или мазь (канифоль, разведенная в денатурированном спирте). Для ответственных контактов и при больших рабочих токах применяется припой ПОС-90Толщина слоя ппипоя не должна превышать 0,1- 0,15 мм
Контактные поверхности медных и стальных шин подвергаются лужению:
а) медных - при прокладке их в сырых помещениях и на открытом воздухе
б) стальных - независимо от места их прокладки и характера окружающей среды
Гнутье медных, алюминиевых и стальных шинГнутье шин производится на специальном станке по шаблонам, заготовленным и проверенным по месту установки шин. Шаблоны изготовляются из стержней жесткой проволоки или катанки 4- 5 ммПолосы шин гнутся на плоскость без подогрева, а на ребро с подогревом изгибаемого участка: алюминий до 250° С, медь до 350° С, сталь до 600° С. При гнутье шин должны быть соблюдены следующие радиусы изгиба:
гнутье на ребро; сталь - а; медь-1,5 а, алюминий-2 а; гнутье на плоскость - 2 б (а-ширина полосы в мм; б - толщина полосы в мм).
Для круглых шин диамметром до 16 мм:
медь и сталь - 50 мм;
алюмииий - 70 мм;
диамметром до 30 мм:
медь и сталь-100 мм;
алюминий - 150 мм.
Расстояние от начала изгиба шины до ближайшего контактного соединения должно быть не менее 50 мм, а до оси первого опорного изолятора - не менее 100 мм

Шины РУ соединяются между собой болтами, сжимными накладками, зажимами или сваркой.
Выбор способа соединения зависит от материала, формы и размеров шин, величин рабочих токов и окружающей среды.
Плоские шины соединяются между собой болтами с гайками, сжимными накладками или сваркой.
При болтовом соединении шин надежный контакт в месте соединения их создается надлежащим затягиванием болтов.

Затягивать болты необходимо специальным ключом с регулируемым усилием. При завертывании болтов и гаек обычными (гаечными, разводными и др.) ключами применение рычага не допускается во избежание смятия металла шин под гайками и болтами.
При затягивании болтов усилие контролируется ключом с регулируемым усилием, а плотность прилегания — щупом 10×0,2 мм, который йе должен входить между контактными поверхностями шин на глубину более 5-6 мм.

Наибольшие допустимые силы затягивания болтов и усилия от руки на ключ при соединении шин
Диаметр болта в ммПлощадь нормальной шайбы в мм квНаибольшая сила в кг затягивания болтов при температуре в °СУсилие в кг от руки на ключ при окружающей температуре в °С
+5+10+ 15+5+10+15
10280270315375578
124504005005807912
1450053065078091115
166507309001050131618
18870129015001715172022
p326_1_00

Эскизы болтовых соединений прямоугольных шин

1. Обозначения: А-алюминий, С — сталь, М-медь.
2. Крепежные детали, применяемые для болтовых соединений шин, должны иметь антикоррозийное покрытие. В закрытых распределительных устройствах могут применяться вороненые крепежные детали.

Применение алюминиевых болтов, гаек и шайб в качестве крепежных деталей для болтовых соединений шин недопустимо.
3. При рабочем токе шин свыше 5000 А следует применять болты из немагнитных материалов.

Размеры болтовых соединений прямоугольных шин "внахлестку"
Ширина главной шины Н1 в ммШирина ответвляемой шины Н2 в ммКонструктивные размеры контактного соединения в ммМатериал шин№ эскиза на рисункеРазмер болтов
абвгдеж
100100
80
60-50-40
60-50-40
30
25-20
15
100
-
-
-
60
50
50
50
50
50
50
30
26
26
50
40
-
-
-
-
-
25
25
25
25
15
12
12
17
17
17
13
11
11
7
25
20
H2/2
H2/2
15
H2/2
8
-
-
-
-
-
-
-
А-С-М
А-С-М
С
А-М
А-С-М
А-С-М
С
1 и 5
5
6
6
8
8
8
М-16
М-16
М-16
М-12
М-12
М-10
М-6
8080
60-50-40
60-50-40-30
25-20
25
15
80
-
-
-
50
50
40
40
40
40
26
26
40
-
-
-
-
-
20
20
20
20
12
12
17
17
13
11
11
7
20
H2/2
H2/2
H2/2
12,5
8
-
-
-
-
-
-
А-С-М
С
А-М
С
А-М
С
1 и 5
6
6
6
8
8
М-16
М-16
М-12
М-10
М-10
М-6
6060
60
60
60
60
50
40-30
25-20
15-12
90
80
60
-
-
-
-
-
-
26
-
26
26
26
26
30
30
30
56
40
26
26
26
26
30
30
30
17
30
17
17
17
17
15
15
15
13
17
13
17
13
13
13
11
7-5,5
17
20
17
17
17
17
H2/2
H2/2
H2/2
28
-
-
-
-
-
-
-
-
А
С
М
С
А-М
А-С- М
А-С-М
А-С-М
С
2
3
4
7
7
7
6
6
6
М-12
М-16
М-12
М-16
М-12
М-12
М-12
М-10
М-6
5050
50
50
50
40-35-25-20
16-12
75
75
-
-
-
-
22
-
22
22
26
26
46
40
22
22
-
-
14
25
14
14
12
12
13
17
13
13
11
7-5,5
14,5
17,5
14
14
H2/2
H2/2
23
-
13
13
-
-
А
С
М
А-С-М
А-С-М
С
2
3
4
7
6
6
М-12
М-16
М-12
М-12
М-10
М-6,5
4040
40
40
40
30
25
20-15
12
80
80
-
-
-
-
-
-
-
-
18
-
-
-
20
20
40
40
18
-
-
-
-
-
20
20
11
20
20
20
10
10
17
13
11
17
13
11
7
5,5
20
20
11
20
15
12,5
H2/2
6
-
-
-
-
-
-
-
-
С
А-М
А-С-М
С
А-М
А-С-М
А-С-М
С
3
3
7
9
9
9
6
6
М-16
М-12
М-10
М-16
М-12
М-10
М-6
М-5
p326_1_01

Крепление шин на изоляторах

а) однополосных плоских и круглых шин: 1 — болт; 2 — шайба пружинящая; 3 — шайба нормальная стальная; 4 — шина; 5 — планка шинодержателя; 6 — скоба стальная, б) многополосных плоских шин: 1 — шина; 2 — планка стальная или из немагнитного металла толщиной 6-8 мм; 3 — планка стальная толщиной 8-10 мм; 4 — шпилька стальная 1/2″; 5 — прокладка «сухарь», равная толщине шины; 6 — прокладка из электрокартона толщиной 1,5-2 мм.

Установка и крепление жестких шин
Наименование операцииСпособ выполненияТехнические условия, допуски и нормы
Установка и крепление однополюсных шин прямоугольного или круглого сеченияОднополосные шины устанавливаются на головках изоляторов и закрепляются при установке на плоскость —одним болтом, пропущенным сквозь отверстие в шине, или двумя болтами с применением шинодержателя
Круглые шины крепятся с помощью скоб и винтов
При установке однополосной шины "на плоскость" и креплении ее одним болтом отверстие в шине для крепежного болта в целях обеспечения свободного перемещения шины вдоль оси должно иметь овальную форму. Шина крепится к головке изолятора с применением пружинящей и стальной шайб, подкладываемых под головку крепежного болта
При установке многополосных шин в шинодержателях для повышения жесткости шин и улучшения условий их охлаждения между полосами должны вставляться прокладки - «сухари», равные толщине шины
Установка и крепление многополосных шин прямоугольного сеченияПри рабочих токах, превышающих допускаемые для однополосных шин, применяют многополосные пакеты, состоящие из нескольких полос шин, закрепленных в шинодержателях «на плоскость или на «ребро»
Для повышения жесткости пакета и создания между шинами необходимого зазора, улучшающего условия их охлаждения, между шинами устанавливают распорные прокладки типа ПРШ
Между планкой шинодержателя и шинами должен сохраняться зазор 1—1,5 мм. Пии длине одной фазы сборной шины 20 мм и более, когда удлинение их может быть значительным, предусматриваются специальные компенсирующие устройства, воспринимающие на себя эти удлинения
При рабочем токе шин свыше 1500 А детали крепления шин в шинодержателях рекомендуется изолировать прокладками из электрокартона, а при токах свыше 2000 А, кроме того, применять детали из немагнитных материалов
Все детали распорных прокладок должны иметь антикоррозийное покрытие