Активные и индуктивные сопротивления обмоток асинхронных машин
Асинхронные машины используются в основном как двигатели; в качестве генераторов они применяются крайне редко.
Обмотка ротора асинхронного двигателя может быть короткозамкнутой (беличья клетка), фазной (присоединяется к контактным кольцам) или коллекторной (присоединяется к коллекторным пластинам). Наибольшее распространение имеют дешевые в производстве и надежные в эксплуатации двигатели с короткозамкнутой обмоткой на роторе, или короткозамкнутые двигатели. Двигатели с фазной обмоткой на роторе, или двигатели с контактными кольцами, применяются лишь при тяжелых условиях пуска, а также при необходимости плавного регулирования частоты вращения, преимущественно вниз от номинальной. Коллекторные асинхронные двигатели вследствие высокой стоимости и меньшей надежности применяют весьма редко, главным образом в приводах с широкими пределами регулирования частоты вращения.
Двигатели с контактными кольцами иногда применяют в каскаде с другими машинами. Каскадные соединения асинхронной машины позволяют плавно регулировать частоту вращения в широком диапазоне при высоком cosφ, однако из-за значительной стоимости не имеют сколько-нибудь заметного распространения.
1. Сопротивления якорной обмотки.
Активное сопротивление фазы — см. раздел, п. 1.
Главное индуктивное сопротивление взаимной индукции первичной обмотки (обмотки статора)
где — обмоточные коэффициенты для основной гармонической поля первичной и вторичной обмоток; — коэффициент скоса пазов для основной гармонической поля.
Главное индуктивное сопротивление взаимной индукции обмотки (первичной или вторичной) приведенной асинхронной машины (ротор заторможен, обмотка ротора приведена к обмотке статора)
см. раздел .
Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки
где
Примечание. В дальнейшем вместо буквенного индекса употребляется цифровой:
1 — для обмотки статора; 2 — для обмотки ротора.
Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния
где x — коэффициент дифференциального рассеяния (см. раздел, п. 2 «б»). При практических расчетах коэффициент x можно считать равным:
а) для обмоток статора и ротора с целым числом q двигателей с контактными кольцами
б) для обмотки статора короткозамкнутого двигателя с открытыми пазами статора и нескошенными пазами ротора
в) для обмотки статора короткозамкнутого двигателя с полузакрытыми пазами
где -по рис. 16-30, a; -по рис. 16-30,6; Fo — no рис. 16-30, в; (для трехфазных обмоток с 60-градусной фазной зоной); — скос пазов ротора в долях зубцового деления ротора; — обмоточный коэффициент для основной гармонической поля.
Рис. 16-30.
Рис. 16-31.
Коэффициент проводимости лобового рассеяния рассчитывается согласно раздела, п. 2″в», причем для токов прямой (обратной) последовательности двухслойной обмоток коэффициент равен:
где — коэффициенты магнитной проводимости для потока индуктивности и взаимной индуктивности лобовой части обмотки:
— коэффициенты, которыми учитывается влияние на лобовое рассеяние соответственно числа пар полюсов, сокращения шага, расстояния а между центрами тяжести поперечных сечений лобовых частей обмоток машин (рис. 16-31, а), отношения эквивалентных вылетов лобовых частей обмоток статора и ротора (; рис. 16-31,6); определяются по табл. 16-19, а — 16-20,6;
— коэффициенты, которыми учитывается влияние на лобовое рассеяние, окружающих лобовые части статора и ротора ферромагнитных тел; при открытой машине , при расстоянии между ферромагнитными телами и лобовыми частями менее 0,3τ ; — коэффициенты; для трехфазных обмоток с целым числом q — см. табл. 16-21.
В выражении для ; S — площадь проекции поверхности, ограниченной лобовой частью, на продолжение цилиндрической поверхности расточки сердечника.
Для токов нулевой последовательности — см — табл. 16-21.
Таблица 16-19а | ||||
---|---|---|---|---|
2p | 2 | 4 | 6 | 8- |
1,08 | 1,05 | 1 | 0,97 |
Таблица 16-20а | ||||
---|---|---|---|---|
0,75 | 0,834 | 0,918 | 1 | |
0,935 | 0,965 | 0,985 | 1 |
Таблица 16-20б | |||
---|---|---|---|
0,15 | 0,225 | 0,3 | |
1,12 | 1 | 0,885 |
Таблица 16-19б | |||||
---|---|---|---|---|---|
0,15 | 0,4 | 0,5 | 0,8 | 1 | |
0,57 | 0,73 | 0,86 | 0,95 | 1 |
Таблица 16-21 | ||||
---|---|---|---|---|
q | 2 | 3 | 4 | >4 |
10,2 | 22,1 | 39,2 | ||
6,06 | 13,0 | 23,4 | ||
1,62 | 3,3 | 4,6 |
2. Сопротивления короткозамкнутой обмотки.
Активное сопротивление обмотки рассчитывается согласно раздела, п. 2.
Коэффициент равен: а) для прямоугольных пазов (рис. 16-25, а) и определяется по рис. 16-27; — см. раздел, п. 1; при ; б) для клинообразных и трапецеидальных пазов (рис. 16-25, ж) и определяется по рис. 16-32, а; ; в) для круглых пазов с одним шлицем (рис. 16-28, в) и с двумя шлицами (рис. 16-25, з) определяется соответственно по рис. 16-32,6. При колбообразном сечении стержня коэффициент можно определить по эквивалентному клинообразному сечению, приняв (рис. 16-26, д).
Для участков стержня, лежащих в вентиляционных каналах шириной 1 см, коэффициент равен 0,85 значения коэффициента для стержня в пазу.
Главное индуктивное сопротивление взаимной индукции обмотки приведенной асинхронной машины — см. п. 1.
Индуктивное сопротивление рассеяния — см. раздел.
Коэффициент проводимости пазового рассеяния рассчитывается с учетом вытеснения тока, Для стержней короткозамкнутой обмотки (), расположенных в прямоугольных пазах, и определяется по рис. 16-27. Коэффициент для стержней, расположенных в трапецеидальных (рис. 16-25, ж), круглых с одним шлицем (рис. 16-28, в) и круглых с двумя шлицами (рис. 16-28, з) пазах, определяется соответственно по кривым на рис. 16-32, а-в. Коэффициент для стержней колбообразного сечения можно определять, как и коэффициент , по эквивалентному клинообразному сечению, приняв (рис. 16-25, д).
Коэффициент дифференциального рассеяния обмотки (при )
где — по рис. 16-30, а.
Коэффициент проводимости лобового рассеяния определяется по коэффициенту , который рассчитывается так же, как и для якорной обмотки (см. п. 1), после фиктивной замены короткозамкнутой обмотки катушечной с шагом, равным шагу якорной обмотки, но с сохранением неизменным вылета обмотки.
3. Система относительных единиц.
Для исследования электрических машин наряду с системой абсолютных величин используется система относительных величин, в которой все величины выражаются в долях некоторых величин, принятых за базисные. Применение относительных единиц упрощает уравнения, описывающие процессы в машине, и контроль за расчетными данными. Последнее объясняется тем, что величины (например, сопротивления якорных обмоток), характеризующие электрические машины с сильно разнящимися номинальными данными, будучи выраженными в относительных единицах, отличаются друг от друга незначительно, тогда как при выражении их в абсолютных единицах они могут отличаться в десятки тысяч раз.
За базисные значения величин статора принимаются:
напряжение, В, (фазное);
ток, A, (фазный):
мощность, ВA, ;
сопротивление, Ом, .
За базисные значения величин ротора принимаются:
напряжение, В, ;
ток, A, ;
мощность, ВА, ;
сопротивление, Ом, .
Базисный момент Нм, где — синхронная скорость поля.
Величины статора в относительных единицах:
Величины ротора в относительных единицах
(штрихом сопровождены величины обмотки ротора, приведенные к обмотке статора, — см. раздел, п. 1).
Сопротивления обмоток асинхронной машины в относительных единицах (в скобках указаны сопротивления двигателей мощностью 5-100 кВт):
главное индуктивное сопротивление взаимной индукции
;
индуктивное сопротивление рассеяния ~=0,07…0,15;
активные сопротивления обмоток статора и ротора (без вытеснения тока)
(меньшие значения относятся к крупным машинам, большие — к машинам малой мощности);
активное сопротивление ветви холостого хода схемы замещения (см. раздел, п. 2)
Примечание. Активные и индуктивные сопротивления обмоток (или схемы замещения машины) называют также параметрами электрической машины.
Рис. 16-32.
а - стержень клинообразной формы; б - стержень круглой формы в пазу с одним шлицем; в - стержень круглой формы в пазу с двумя шлицами.
Асинхронные машины
Активные и индуктивные сопротивления обмоток асинхронных машин
Расчет магнитной цепи асинхронной машины
Основные уравнения, схемы замещения и векторная диаграмма асинхронной машины
Основные энергетические соотношения и механическая характеристика асинхронной машины
Потери и КПД асинхронной машины
Круговая диаграмма, рабочие характеристики асинхронной машины