Машинная постоянная, электромагнитные нагрузки
Технико-экономические показатели, размеры, масса и стоимость электрической машины зависят от ее главных размеров — внутреннего диаметра сердечника якоря D (в машинах постоянного тока D — внешний диаметр якоря) и расчетной длины сердечника якоря . В свою очередь главные размеры D и решающим образом зависят от основных электромагнитных нагрузок машины — индукции в воздушном зазоре и линейной нагрузки А в номинальном режиме (линейная нагрузка А обмотки переменного тока — суммарное действующее значение тока всех проводников обмотки, отнесенное к единице длины окружности якоря: ). Расчетная мощность машины Sp, ее главные размеры и электромагнитные нагрузки связаны между собой машинной постоянной Арнольда
где расчетная длина машины (рис. 16-6); коэффициент формы кривой индукции; — эффективное и среднее значения индукции; при синусоидальном распределении индукции -расчетный коэффициент полюсного перекрытия обычно — обмоточный коэффициент для основной гармонической магнитного поля (см. раздел), обычно .
Расчетная длина машины весьма близка к действительной длине сердечника якоря при отсутствии радиальных вентиляционных каналов и на 5-15% меньше длины при наличии каналов.
Расчетная мощность Sp в машинах переменного тока равна «внутренней» полной мощности
где Ен и Uн — э. д. с. обмотки фазы при номинальной нагрузке и номинальное фазное напряжение обмотки якоря; Ен/Uн= kЕ = 0,95…1,05; Рн — номинальная активная мощность машины; — номинальный коэффициент мощности машины.
Расчетная мощность в машинах постоянного тока
где для генератора и kЕ= 0,95 для двигателя; Pн=Uн/Iн — номинальная электрическая мощность на зажимах машины.
Чем меньше машинная постоянная, тем выше электромагнитные нагрузки, тем меньше размеры машины при заданной мощности и частоте вращения; при заданной мощности машины с большей частотой вращения меньше по размерам и легче по весу.
Ориентировочные значения А и современных электрических машин приведены в табл. 16-2 (диапазон значений А соответствует указанному в скобках диапазону значений мощности, полюсного деления τ или диаметра якоря D). На графиках рис. 16-7 указана ориентировочная относительная масса (полная масса, отнесенная к единице полной мощности, кг/кВА) электрических машин.
Технико-экономические свойства машины существенно зависят от отношения
При увеличении λ машина удешевляется, но усложняется задача ее охлаждения. Значения λ современных машин переменного тока указаны в табл. 16-3
Рис. 16-6.
Основные размеры электрической машины.а - продольный разрез машины; б - кривая индукции в воздушном зазоре.
Рис. 16-7.
Относительная масса электрических машин (ориентировочные значения). 1 - машины переменного тока общего применения; 2 - гидрогенераторы с воздушным охлаждением обмоток; 3 - гидрогенераторы с водяным охлаждением обмотки статора; 4 - турбогенераторы с внутренним водяным охлаждением обмотки статора и внутренним водородным охлаждением обмотки ротора.
Таблица 16-2 | ||
---|---|---|
Тип машины | ||
Асинхронные и синхронные машины средней и большой мощности (10-2000 кВт) | 2-5 | 0,6-0,8 |
Гидрогенераторы (τ=20...70 см) и турбогенераторы (6-100 МВт) с поверхностным воздушным охлаждением | 4,5-6,5 | 0,7-0,8 |
Гидрогенераторы с водяным и турбогенераторы с внутренним водородным охлаждением (100-200 МВт) | 9-11 | 0,75-0,8 |
Турбогенераторы с водородно-водяным охлаждением (свыше 150 МВт) | 13-20 | 0,8-0,85 |
Машины постоянного тока (D=0,1...3 м) | 1-6 | 0,4-1 |
Таблица 16-3 | ||
---|---|---|
Значения λ | ||
Р | Асинхронные машины | Синхронные машины |
1 | 0,6-1 | 1-4 |
2 | 1,26 | 0,7 |
3 | 1,44 | 0,87 |
4 | 1,59 | 1,0 |
6 | 1,81 | 1,22 |
12 | 2,29 | 1,74 |
24 | 2,88 | 2,45 |
Для машин постоянного тока λ = 0,5…1,0.
Длина сердечника якоря может быть выражена через расчетную длину с учетом поля в зоне радиальных вентиляционных каналов и в торцевой зоне машины (рис. 16-1, 16-6)
где -средний зазор между статором и ротором [в асинхронных машинах , в синхронных явнополюсных машинах ]. Обычно длина пакета l’=4…5 см и ширина канала bв = 1 см.
Расчетная ширина канала определяется по табл. 16-4 или по формуле
Со=1 при каналах только на статоре или только на роторе; Со = 0,5 при каналах и на статоре и на роторе.
Таблица 16-4 | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Значения | ||||||||||||
0 | 0,05 | 0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 1 | 2 | 4 | |
Каналы только на статоре или только на роторе | 1 | 0,82 | 0,7 | 0,6 | 0,52 | 0,4 | 0,35 | 0,28 | 0,23 | 0,17 | 0,09 | 0,05 |
Каналы на статоре и на роторе | 1 | 0,89 | 0,8 | 0,74 | 0,68 | 0,58 | 0,51 | 0,46 | 0,4 | 0,28 | 0,17 | 0,09 |
При равномерном (гладком) воздушном зазоре (бесконечно узкие раскрытия пазов) и постоянном магнитном напряжении между статором и ротором индукция вдоль зубцового деления одинакова, средняя индукция равна максимальной индукции: Если один из сердечников зубчатый (рис 16-8, в), то индукция вдоль зубцового деления tz изменяется, приобретая минимальное значение на оси паза; при этом (рис. 16-8, б). Для упрощения ряда расчетов реальный неравномерный воздушный зазор d заменяется равномерным расчетным зазором , индукция в котором равна средней индукции в неравномерном зазоре. Коэффициент называется коэффициентом воздушного зазора (коэффициентом Картера); он равен:
При наличии пазов на статоре и роторе
где -коэффициенты воздушного зазора статора и ротора, каждый из которых рассчитывается по приведенному выражению в предположении, что противоположная поверхность воздушного зазора — гладкая.
Распределение магнитной индукции в воздушном зазоре при бесконечно большой магнитной проницаемости стали и постоянном магнитном напряжении между статором и ротором можно найти, умножив н. с. F обмотки, возбуждающей магнитное поле, на проводимость воздушного зазора (рис. 16-8, а)
Кривая является периодической функцией с периодом, равным зубцовому делению tz. При расположении начала координат на оси паза и числе зубцов сердечника Z
где -постоянная составляющая проводимости воздушного зазора; — амплитуда ν-й гармонической составляющей проводимости,
При двусторонней зубчатости зазора
где — магнитная проводимость воздушного зазора, образованного зубчатым статором (ротором) и гладким ротором (статором) с минимальным расстоянием между ними d.
С достаточной для практических целей точностью рассчитываются указанным способом коэффициенты и при изменении вдоль окружности воздушного зазора магнитного напряжения между статором и ротором, что наиболее характерно для электрических машин. (При расчете синхронных явнополюсных машин в формулу для подставляют .)
Рис. 16-8.
Магнитная индукция в воздушном зазоре при зубчатом сердечнике.
Рис. 16-9.
К расчету магнитной проводимости воздушного зазора.