Трансформаторные подстанции высочайшего качества

с нами приходит энергия

develop@websor.ru

Объемы и нормы испытаний трансформаторного масла и его контроль

Объемы и нормы испытаний трансформаторного масла
Объем испытанийНормы испытаний
1. Определение электрической прочности маслаПробивное напряжение в стандартном разряднике должно быть не ниже следующих величин:
Номинальное напряжение, кВНиже 3535 и выше
Минимально допустимое пробивное напряжение масла, кВ3040
2. Проверка отсутствия в масле воды и механических примесейВода и механические примеси в масле должны отсутствовать
3. Определение кислотного числаКислотное число в мг едкого калия (КОН) на 1 г масла не должно быть более 0,05 для трансформаторного масла и 0,03-для трансформаторного масла с присадкой ВТИ-1
4. Проверка отсутствия водорастворимых кислот и щелочейВодорастворимые кислоты и щелочи в масле должны отсутствовать
5. Определение температуры вспышки маслаТемпература вспышки, определяемая в закрытом тигле, должна быть не ниже 135° С
6. Определение вязкости маслаВязкость масла не должна превышать следующих величин:
Температура20°С50°С
Кинетическая
Соответствующая ей условная в °Э
30
4,2
9,6
1,8
7. Определение содержания золыСодержание золы в масле должно быть не более 0,005%
8. Определение температуры застыванияТемпература застывания масла должна быть ниже -45° С. Для трансформаторов щловых температура застывания масла не нормируется
9. Определение натровой пробы с подкислениемНатровая проба с подкислением должна быть не более двух баллов
10. Проверка прозрачности маслаМасло, охлажденное до температуры +5° С, должно оставаться прозрачным
11. Проверка общей стабильности масла против окисленияПосле окисления (искусственного старения) масла осадок и кислотное число не должны превышать следующих величин:
Марка маслаТрансформаторноеТрансформаторное с присадкой ВТИ-1
Осадок в %
Кислотное число в мг КОН на 1 г
0,10
0,35
0,05
0,20
12. Проверка склонности масла к образованию водорастворимых кислот в начале старенияСодержание как летучих, так и нелетучих водорастворимых кислот в мг КОН на 1 г масла должно быть не более 0,005
13. Проверка для масел с присадкой ВТИ-1 ее содержанияСодержание присадки должно быть в пределах 0,009-0,015%
14. Измерение тангенса угла диэлектрических потерь в маслеТангенс должен быть:
а) пои 20° С -не более 0,З%
б) при 70° С -не более 2,5%

Эксплуатационные осмотры

При эксплуатационных осмотрах силовых трансформаторов проверяется:
1) характер гудения трансформатора. Гудение должно быть равномерным, низкого тона и без посторонних звуков;
2) уровень и цвет масла в маслоуказателе; при помощи контрольного краника проверяется наличие сообщаемости маслоуказателя с расширителем;
3) отсутствие течи масла из сварочных швов и из-под фланцев, прокладок, пробок и кранов;
4) отсутствие на поверхности изоляторов трещин, сколов и следов дуги в виде копоти и частиц расплавленного металла;
5) надежность заземления бака трансформатора;
6) состояние пробивного предохранителя;
7) целость и исправность плавких вставок низковольтных предохранителей;
8) правильность расположения патронов высоковольтных предохранителей в неподвижных контактах;
9) состояние шин и контактных соединений (проверяется по цвету термоиндикаторов) ;
10) исправность фильтров и устройств для регенерации масла, отсутствие грязи и воды в грязевиках расширителей;
11) исправность барьеров, сетчатых ограждений, дверей и запоров;
12) исправность рабочего и аварийного освещения.

Нормы расхода масла на доливку
Количество масла в аппарате, т0,050,40,8123571025
Годовой расход на доливки в % от залитого масла53,52,52,21,61,31,10,90,70,4

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСФОРМАТОРНОГО МАСЛА

В процессе эксплуатации трансформатора находящееся в нем масло, поглощая из атмосферы влагу и кислород, увлажняется и окисляется.
Трансформаторное масло должно быть защищено от увлажнения и преждевременного старения применением фильтров, поглощающих влагу и кислород из воздуха, поступающего в трансформатор. Для этих целей применяется воздухоосушительный фильтр.
Размеры фильтра зависят от количества применяемого осушителя, которое составляет примерно 0,6-0,8 кг на 1000 ква мощности трансформатора.
Осушитель приготовляется из 100 частей силикагеля; 40 частей хлористого кальция (технического); 3 частей хлористого кобальта.
В процессе эксплуатации фильтров ведется наблюдение за окраской кристаллов осушителя, При окраске розовым цветом большинства кристаллов производятся перезарядка фильтра и заполнение его новой порцией осушителя.
Осушитель, пропитанный хлористым кобальтом, может быть восстановлен для повторного использования при условии нагрева его в течение 18-20 час. при температуре 100-120° С до принятия всей массой осушителя голубой окраски.
При чрезмерном загрязнении воздуха газообразными кислыми веществами фильтры заполняются одним силикагелем без пропитки хлористым кальцием. Восстановление силикагеля производится нагревом при температуре не более 450-500° С. так как при более высокой температуре силикагель спекается и теряет способность поглощать влагу. Этим способом силикагель, может быть восстановлен 10-15 раз.
Кислотность масла снижается путем применения непрерывной регенерации масла работающих трансформаторов при помощи термосифонных фильтров.
Термосифонный фильтр (см. рис. 1) заполнен силикагелем, количество которого берется в среднем около 1% от веса в трансформаторе. Варианты установки термо-сифонных фильтров приведены на рис. 2.
Для трансформаторов мощностью до 560 ква в качестве устройств для непрерывной регенерации масла применяется так называемый поглотительный патрон, заполненный силикагелем.
В процессе эксплуатации сетка с силикагелем может выниматься для перезарядки без слива масла из трансформатора.

Рис. 1.

Термосифонные фильтры ОРГРЭС для непрерывной регенерации масла в работающих трансформаторах: а) для трансформаторов, установленных в закрытых подстанциях; б) для трансформаторов, установленных в открытых подстанциях.

Рис. 2.

Варианты установки термо-сифонных фильтров на трансформаторах: 1 - кран для впуска воздуха; 2 - загрузочный люк; 3 - место присоединения фильтра; 4 - разгрузочный люк; 5 - расширитель (консерватор) трансформатора; 6- радиаторы; 7 - бак трансформатора.

Контроль трансформаторного масла, находящегося в эксплуатации
Наименование испытанияСпособ отбора пробыНормы и требованияВиды испытаний
Химический анализ и испытание масла из бака и вводов силового трансформатораМасло трансформаторов, находящихся в эксплуатации, периодически подвергается сокращенному химическому анализу и испытанию электрической прочности. Отбор пробы лучше производить в сухую погоду летом и в морозную зимой. Пpoбa масла для анализя и испытания отбирается из нижнего крана бака трансформатора, так, чтобы в нее не попали пыль, влага и грязь.
Перед отбором пробы следует слить в ведро не менее 2 л скопившегося на дне бака грязного масла. Затем обтереть чистыми сухими тряпками кран, спустить немного масла для промывки крана, промыть два раза банку маслом из трансформатора, после чего взять не менее 1 л масла для анализа или испытания.
Банка, в которую отбирается проба, должна быть из стекла и иметь хорошо притертую стеклянную пробку. Банку с пробой масла, внесенную с мороза в теплое помещение, нельзя вскрывать раньше, чем она нагреется до температуры помещения, иначе влага, содержащаяся в воздухе, будет конденсироваться на холодной поверхности стекла внутри банки и резко снизит электрическую прочность содержащегося в нем масла
Масло, находящееся в эксплуатации, должно отвечать следующим требованиям
При сокращенном химическом анализе:
а) вода и механические примеси в масле должны отсутствовать;
б) кислотное число в мг едкого калия (КОН)
на 1 г масла не должно быть более 0,05-для
трансформаторного масла и 0,03 - для трансформаторного масла с присадкой ВТИ-1;
в) водорастворимые кислоты и щелочи в масле должны отсутствовать;
г) температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, должна быть не ниже 135° С;
д) при испытании на электрическую прочность
масло должно выдержать испытательное напряжение:
20 кв - для трансформаторов на напряжения до 6 кв;
25 кв - для трансформаторов на напряжения 6-20 кв;
35 кв - для трансформаторов на напряжение 35 кв и выше
Приемо-сдаточные до и после монтажа, после ремонта с частичной или полной сменой обмоток
При капитальном ремонте без смены обмоток до и после ремонта