Проверка совпадения фаз сборных шин.Фазировка при двойной системе шин. Фазировка подъемом с нуля
КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ФАЗИРОВКИ
Проверка совпадения фаз сборных шин и маркировка выводов вторичных обмоток трансформаторов напряжения при включении новых РУ.
Расцветка сборных шин в новых РУ производится в соответствии с указаниями ПУЭ. Маркировка выводов вторичных обмоток трансформаторов напряжения выполняется наладочными организациями на основании паспортной и проектной документации. Проверка правильности выполненной расцветки и маркировки окончательно может быть произведена путем подачи от сети по одной из питающих линий напряжения в РУ. Напряжение подается пофазно, т. е. сначала по фазе А, затем В и. наконец, по фазе С. При этом каждый раз проверяется соответствие расцветки фаз в РУ фазам энергосистемы и одновременно проверяется маркировка вторичных цепей по появлению напряжения на выводах той или иной фазы трансформатора напряжения. Вторичные обмотки других трансформаторов напряжения в дальнейшем фазируют с тем трансформатором напряжения, маркировка которого уже проверена. Фазировка производится теми же методами, что и фазировка силовых трансформаторов напряжением до 380 В. Выбор метода зависит от схемы вторичной обмотки: заземлена ли ее нулевая точка или одна из фаз. В первом случае для фазировки применяют вольтметр со шкалой на двойное фазное напряжение, во втором — на двойное линейное напряжение, так как при заземлении фазы вторичных обмоток на выводы вольтметра может быть подано 2Uл.
Трансформаторы напряжения одного класса напряжения фазируют при питании от одного источника. Если, например, необходимо проверить совпадение фаз двух трансформаторов напряжения, включенных со стороны ВН на разные системы шин (или секции), то для этого шины соединяют между собой включением шиносоединительного (или секционного) выключателя и затем про-изводят фазировку. При фазировке оборудования косвенным методом предварительно проверяется совпаде ние фаз у трансформаторов напряжения.
Фазировка трансформаторов и линий при двойной системе шин.
Этим методом фазируют трансформаторы и линии всех классов напряжения. В РУ, где все системы шин находятся в работе, для производства фазировки освобождают одну из систем шин, т. е. выводят ее в резерв. При включенном шиносоединительном выключателе вольтметром проверяют соответствие маркировки фаз вторичных цепей трансформаторов напряжения рабочей и резервной систем шин. Затем отключают шиносоединительный выключатель и снимают с его привода оперативный ток. На резервную систему шин включают цепь, фазировку которой следует произвести (рис. 35). По фазируемой цепи с противоположного конца подают напряжение и производят фазировку на выводах вторичных цепей трансформаторов напряжения рабочей и резервной систем шин. Для этого вольтметром производят шесть измерений в следующей последовательности: а1 — а2; а1 — b2; а1 — с2; b1 — а2; b1 — b2; b1 — с2. При совпадении фаз а1 и а2; b1 и b2, с1 и с2 (нулевые показания вольтметра) фазировку за-канчивают и включением шиносоединительного выключателя, защиты на котором должны находиться в положении «отключение», сфазированную цепь включают на параллельную работу. Если при измерении напряжения между одноименными выводами будут получены не нулевые, а иные результаты, то измерения прекращают, фазируемую цепь отключают и производят пересоединение токоведущих частей, добиваясь совпадения фаз. После этого фазировку производят заново.
Рис. 35. Схема фазировки трансформатора 110/10 кВ косвенным методом на вторичных выводах трансформаторов напряжения.
Фазировка трехобмоточных трансформаторов.
Фазировку выполняют в два приема. Сначала трансформатор включают под напряжение со стороны ВН и производят фазировку со стороны обмотки НН так же, как фазируют двухобмоточный трансформатор. При совпадении фаз трансформатор со стороны НН отключают, включают на резервную систему шин со стороны СН и производят фазировку на этом напряжении. После получения положительных результатов в обоих случаях фазировки трансформатор считают сфазированным и его включают на параллельную работу тремя обмотками.
Фазировка трансформаторов и линий подъемом напряжения с нуля.
Фазировку по этому методу удобно применять в том случае, когда подъем напряжения с нуля производят одновременно и для других целей, например для проверки релейной защиты.
Схема фазировки двух трансформаторов представлена на рис. 36,а. Из схемы видно, что фазируемый трансформатор Т1 включен параллельно другому, сфазированному уже с сетью трансформатору Т2. К обмоткам НН обоих трансформаторов подключен генератор. Перед фазировкой убеждаются в том, что фазируемые трансформаторы имеют одинаковые коэффициенты трансформации (по положению переключающих устройств у ответвлений обмоток), в противном случае результаты фазировки могут быть ошибочными. Для производства фазировки генератор разворачивают до номинальной частоты вращения и медленно (с нуля) поднимают напряжение. При этом ведут наблюдение за амперметрами в цепи статора, по показаниям которых судят о совпадении фаз трансформаторов. Если показания амперметров близки к значению токов х.х. — фазы трансформаторов совпадают. При несовпадении фаз амперметры покажут значительно больший ток, приближающийся с возрастанием напряжения к току к. з.
Рис. 36. Схема фазировки подъемом напряжения с нуля двух трансформаторов (а) и двух параллельных линий (б).
Фазировка линии по этому методу может быть произведена в том случае, если имеется другая, параллельная ей линия (рис. 36,6). Фазируемые между собой линии включают с каждой из сторон на одни и те же резервные шины подстанций 1 и 2, подключают генератор и поднимают напряжение с нуля. При несовпадении фаз по линиям начнет проходить ток к. з., что легко обнаружить по показаниям амперметров.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ФАЗИРОВКА (ПРОВЕРКА ЧЕРЕДОВАНИЯ ФАЗ)
ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ ФАЗИРОВКИ
КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ФАЗИРОВКИ