Приложения к ГОСТ 11677-85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное).
Условное обозначение трансформаторов
1. Структурная схема условного обозначения трансформатора.
Для автотрансформаторов при классах напряжения стороны СН или НН 110 кВ и выше после класса напряжения стороны ВН через черту дроби указывают класс напряжения стороны СН или НН.
Примечание. Для трансформаторов, разработанных до 01.07.87, допускается указывать последние две цифры года выпуска рабочих чертежей.
2. Буквенная часть условного обозначения должна содержать обозначения в следующем порядке:
А — автотрансформатор;
О или Т — однофазный или трехфазный трансформатор;
Р — расщепленная обмотка НН;
условное обозначение видов охлаждения — по табл.1 настоящего стандарта;
З — исполнение трансформатора с естественным масляным охлаждением или с охлаждением негорючим жидким диэлектриком с защитой при помощи азотной подушки без расширителя;
Л — исполнение трансформатора с литой изоляцией;
Т — трехобмоточный трансформатор;
Н — трансформатор РПН;
С — исполнение трансформатора собственных нужд электростанций.
3. В стандартах или технических условиях на трансформаторы конкретных групп или типов могут предусматриваться дополнительные буквенные обозначения после букв, перечисленных выше.
4. Для трансформаторов с разными классами напряжения обмоток ВН допускается применять одинаковые условные обозначения, если эти трансформаторы различаются лишь номинальными напряжениями. В этом случае указывают наибольший из классов напряжения обмотки ВН.
5. Примеры условных обозначений:
- трансформатора трехфазного сухого с естественным воздушным охлаждением при защищенном исполнении, двухобмоточного, мощностью 100 кВА, класса напряжения 10 кВ, исполнения У категории 3 по ГОСТ 15150:
ТСЗ-100/10-У3
- трансформатора трехфазного масляного с охлаждением при естественной циркуляции воздуха или масла, двухобмоточного, с регулированием напряжения под нагрузкой, мощностью 2500 кВА, класса напряжения 110 кВ, исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150:
ТМН-2500/110-У1
- автотрансформатора трехфазного масляного с охлаждением при принудительной циркуляции воздуха и масла с ненаправленным потоком масла, трехобмоточного, с регулированием напряжения под нагрузкой, мощностью 200000 кВ·А, класса напряжения обмотки ВН — 330 кВ, класса напряжения обмотки — СН — 110 кВ, исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150:
АТДЦТН-200000/330/110-У1
(Измененная редакция, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное).
Соответствие условных обозначений видов систем охлаждения, принятых СССР, СЭВ и МЭК
Условное обозначение вида охлаждения | |||
---|---|---|---|
принятое СССР | принятое СЭВ и МЭК | принятое СССР | принятое СЭВ и МЭК |
С СЗ и СГ СД М Д МЦ НМЦ | AN ANAN ANAF ONAN ONAF OFAN ODAN | ДЦ НДЦ Ц НЦ Н НД ННД | OFAF ODAF OFWF ODWF LNAF LNAF LFAF |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное).
Методика расчета удельной массы
Удельную массу трансформатора , кг/(кВА), рассчитывают по формуле
где М — полная масса трансформатора, кг;
— номинальная мощность трансформатора, кВА.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное).
Перечень технических данных и характеристик, включаемых в паспорт трансформатора
1. Условное обозначение схемы и группы соединения обмоток.
2. Номинальная частота в герцах.
3. Номинальный режим (указывают, если режим отличается от продолжительного).
4. Номинальная мощность в киловольтамперах (указывают также мощности основных обмоток трехобмоточных трансформаторов и мощность обмотки НН трехобмоточных автотрансформаторов).
5. Номинальные напряжения трансформатора и напряжения ответвлений в вольтах или киловольтах.
Примечание. Для однофазного трансформатора, предназначенного для соединения в трехфазную группу, напряжения обмоток, соединяемых в звезду, обозначают в виде дроби, числителем которой является линейное напряжение трехфазной группы, а знаменателем .
6. Номинальные токи обмоток на основном ответвлении в амперах.
7. Напряжение короткого замыкания на основном ответвлении в процентах (для трехобмоточных трансформаторов указывают напряжение короткого замыкания всех пар обмоток).
Примечание. Для трансформаторов мощностью менее 1 МВА допускается указывать значение напряжения короткого замыкания, измеренное при приемочных испытаниях.
8. Уровень изоляции обмотки и ее нейтрали; при этом указывают испытательные напряжения промышленной частоты и полного грозового импульса для внутренней изоляции.
7, 8. (Измененная редакция, Изм. № 4).
9. Класс нагревостойкости изоляции — только для сухих трансформаторов.
10. Данные приемо-сдаточных испытаний, необходимые для ввода трансформатора в эксплуатацию.
11. Мощность трансформатора при отключенном дутье для трансформаторов с охлаждением Д.
12. Наибольший длительно допустимый ток в общей обмотке для автотрансформаторов.
13. Потери холостого хода.
14. Потери короткого замыкания на основном ответвлении во всех парных режимах.
15. Потери и напряжение короткого замыкания на крайних ответвлениях — для трансформаторов РПН.
16. Напряжение короткого замыкания всех пар частей расщепленной обмотки и пар из каждой части расщепленной обмотки и каждой из нерасщепленных обмоток на основном и крайних ответвлениях — для трансформаторов с расщепленными обмотками.
17. Ток холостого хода.
18. Сопротивление обмоток постоянному току.
Примечание. Если сопротивления постоянному току между отдельными парами зажимов обмотки трехфазного трансформатора отличаются друг от друга вследствие конструктивных или технологических особенностей исполнения обмоток, отводов, устройств ПБВ (РПН) более чем на 2%, то в паспорте должны быть указаны измеренные значения сопротивлений между всеми парами зажимов и причины, вызвавшие эти отклонения.
(Измененная редакция, Изм. № 3, 4).
19. Сопротивление и тангенс угла диэлектрических потерь изоляции трансформатора.
20. Значение температуры, при которой измерялись сопротивление обмоток постоянному току, сопротивление и тангенс угла диэлектрических потерь изоляции трансформатора.
21. Указание об облегченной изоляции — для трансформаторов с облегченной изоляцией.
22. Расчетную тепловую постоянную времени трансформатора, а по согласованию между изготовителем и потребителем — максимальную и минимальную расчетные тепловые постоянные времени обмоток трансформатора — для трансформаторов мощностью более 1 МВА
23. Сопротивление нулевой последовательности — для трансформаторов, у которых измерение этого сопротивления предусмотрено настоящим стандартом или стандартами (техническими условиями) на трансформаторы конкретных групп и типов.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
24. Обозначение стандарта или технических условий и пробивное напряжение масла, примененного при испытаниях, и масла, которым заполнен бак трансформатора (для трансформаторов классов напряжения 110 кВ и выше должен быть дополнительно указан тангенс угла диэлектрических потерь масла при температуре 90 °С).
25. Максимальные расчетные нагрузочные потери — для трехобмоточных автотрансформаторов.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
26. Значения измеренных сил прессовки каждого прессующего кольца.
27. Другие данные по усмотрению изготовителя.
Примечания:
1. Для параметров, приведенных в пп.15, 16, допускается указывать расчетные значения с учетом результатов испытаний.
2. Для параметров, приведенных в пп.13-17, для трансформаторов мощностью до 6,3 МВА включительно допускается указывать нормированные значения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (обязательное).
Маркировка выводов и ответвлений силовых трансформаторов
1. Порядок обозначения
Маркировку выводов и ответвлений силовых трансформаторов следует выполнять, применяя систему обозначений, основанную на чередовании прописных букв латинского алфавита и арабских цифр. Применение букв 1 и 0 не допускается. Примеры маркировки — на черт. 5-12.
Примечание. Допускается применять строчные буквы, однако предпочтительнее применение прописных букв.
ПРИМЕРЫ МАРКИРОВКИ ВЫВОДОВ И ОТВЕТВЛЕНИЙ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ
Черт.5 Маркировка обмоток фазы
а) обмотка фазы с ответвлениями посредине; б) обмотка фазы с грубой и тонкой ступенями регулирования на одном конце обмотки; в) обмотка фазы, состоящая из двух частей, соединяемых последовательно или параллельно; г) обмотка фазы, состоящая из двух частей, соединенных последовательно, каждая из которых посредине ответвления
Черт.6 Маркировка однофазных трансформаторов
а) трансформатор с двумя обмотками без ответвлений; б) трансформатор с тремя обмотками без ответвлений; в) автотрансформатор без ответвлений
Черт.7 Маркировка однофазных автотрансформаторов
а) обмотка с ответвлениями, помещенная между последовательной и общей обмотками;
б) обмотка с ответвлениями, помещенная в конце последовательной обмотки;
в) обмотка с ответвлениями, один конец которой подключен к соединению между последовательной и общей обмотками
Черт.8 Маркировка трехфазных двухобмоточных трансформаторов
а) Ун/Ун-0; б) Ун/Ун-6; в) Ун/Д-5; г) Ун/Д-11
Черт.9 Маркировка трехфазного трехобмоточного трансформатора
Черт.10 Маркировка обмотки низшего напряжения черт. 9, если она соединена в открытый треугольник
Черт.11 Маркировка трехфазного автотрансформатора (Унавто/Д-0)
Черт.12 Маркировка линейного регулировочного трансформатора с возбуждающей обмоткой, соединенной в треугольник
Допускается опускать буквы и цифры. Соседние группы цифр, имеющих различное смысловое значение, следует разделять точкой. Например, вместо обозначения 1U11 допускается сокращенная запись — 1.11.
Следует следить за тем, чтобы между двумя подобными обозначениями не было смешения.
2. Концы обмоток фазы
Два конца обмоток фазы, подводимые к линейному или нейтральному выводам, следует маркировать соответственно цифрами 1 и 2.
Если обмотки фазы на концах имеют ответвления, предназначенные для присоединения к устройствам ПБВ или РПН, которые ведут к линейному или нейтральному выводам, то эти выводы следует маркировать соответственно цифрами 1 или 2.
При такой системе маркировки выводов и ответвлений на чертежах схем обмоток предполагается одинаковое направление намотки для всех обмоток. Полярность концов 1 и 2 всех обмоток одного стержня также всегда одинаковая.
Примечание. Маркировка автотрансформаторов с двумя обмотками фазы, имеющими общий конец — по п.4.
3. Линейный и нейтральный выводы
Линейные выводы обмотки трехфазного силового трансформатора следует обозначать буквами U, V, W, которые помещают перед цифрами, приведенными в п.2. Если необходимо, допускается помещать эти буквы также перед цифрами, приведенными в пп.5 и 6.
Нейтраль обмотки, соединенной в звезду или зигзагом, следует обозначать буквой N.
4. Обозначение обмоток
Различные обмотки трансформатора следует обозначать цифрами, которые помещают перед буквами, приведенными в п.3. Обмотку высшего напряжения следует обозначать цифрой 1, а другие обмотки — цифрами 2, 3, 4 … в нисходящем порядке номинальных напряжений.
Для автотрансформаторов, у которых две обмотки имеют общий конец, этот конец следует маркировать цифрой 2 (пример приведен на черт.6, в).
Примечание. Если несколько обмоток имеют одинаковое номинальное напряжение, применение соответствующего им цифрового обозначения следует согласовать между изготовителем и потребителем.
5. Последовательно-параллельное соединение
Если обмотки фазы состоят из нескольких частей, которые могут быть соединены последовательно или параллельно, концы этих частей следует обозначать цифрами 1, 2, 3, 4… при этом линейные или нейтральные концы обмоток фазы маркируют цифрами 1 и 2 в соответствии с требованиями п.2.
6. Маркировка ответвлений
Ответвления, подводимые к устройствам РПН или ПБВ, следует обозначать группой цифр, расположенными в возрастающем порядке. Значения этих цифр должны быть больше применяемых для обозначения линейного и нейтрального выводов и для обозначения концов частей обмоток фазы, соединенных последовательно или параллельно.
Нумерация должна начинаться с ближайшего к концу, промаркированному цифрой 1, ответвления. Маркировка обмоток с переключаемыми ответвлениями должна основываться на таком соединении, которое дает наибольшее эффективное число витков для обмотки, присоединенной к устройству ПБВ или РПН.
Обмотки автотрансформаторов с ответвлениями, расположенными между последовательной и общей обмотками или на конце последовательной обмотки, а также обмотки, один конец которых подключен к соединению между последовательной и общей обмотками (черт.7в), следует нумеровать как последовательную обмотку.
В более сложных случаях, например, когда два трансформатора помещены в один бак, требуется согласование между изготовителем и потребителем.
(Введено дополнительно, Изм. № 3).
Назад к тексту ГОСТ 11677-85