Монтаж СИП
Рекомендации по выполнению монтажа самонесущих изолированных проводов на ВЛ 0,4 кВ.
Монтаж самонесущих изолированных проводов (СИП) должен осуществляться в соответствии с технологическими картами или инструкциями. Особенностью выполнения монтажа является раскатка СИП с применением раскаточных роликов и каната-лидера. Такая технология обеспечивает защиту СИП от механических повреждений при производстве работ, а также является основным из условий сохранения высоких эксплуатационных качеств ВЛИ в течение всего срока службы.
В разделе приводится описание порядка выполнения работ по раскатке, креплению на опорах, стенах зданий и сооружениях, с применением изолированных проводов СИП-2 (старое название СИП-2А).
Рекомендации могут быть использованы инженерно-техническими специалистами, мастерами и электролинейщиками организаций, акционерных обществ и фирм, выполняющих проектирование, строительство и эксплуатацию воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ с самонесущими изолированными проводами.
Монтаж СИП рекомендуется производить с соблюдением технологий, приведенных в действующих технических и методических документах, с применением специальной линейной арматуры, механизмов, приспособлений и инструмента, при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20° С. При этом необходимо соблюдать следующие основные требования:
• тщательно подготовить трассу ВЛ, выполнить расчистку просеки, удалив деревья или крупные ветви, мешающие установке опор, раскатке и регулировке проводов;
• принять меры для исключения повреждения изолирующего покрытия проводов при их раскатке и регулировке, исключить касание земли, бетонных и металлических конструкций, крупных ветвей деревьев;
• раскатку проводов производить под тяжением;
• монтаж проводов рекомендуется поручать специально обученным бригадам строительно-монтажных или эксплуатационных организаций;
• строго соблюдать монтажные усилия и стрелы провеса при регулировке проводов, не допускать перетяжку проводов.
Подготовительные работы
1. До начала сооружения линии должны быть выполнены следующие работы:
- подготовлена трасса ВЛИ;
- собраны и установлены в проектное положение опоры;
- выполнено устройство защит на переходах через инженерные сооружения;
- на вводах в здания установлена необходимая арматура для анкерного крепления проводов вводов;
- доставлены на трассу барабаны с СИП и механизмы для их раскатки.
2. Монтажные работы рекомендуется выполнять бригаде в следующем составе:
- электролинейщик 5 разряда (бригадир);
- электролинейщик 4 разряда — 1 человек;
- электролинейщик 3 разряда — 2 человека;
- шофер 5 разряда — 1 человек.
3. Все электролинейщики должны быть оснащены:
- строительной каской по ГОСТ 12.4.087-84;
- предохранительным поясом по ГОСТ 12.4.089-86;
- монтерскими лазами по ТУ 34-09-10129-89;
- рукавицами по ГОСТ 12.4.010-75.
Транспортировка СИП
1. Барабаны должны храниться и транспортироваться в вертикальном положении.
2. Барабаны с проводом нельзя бросать при разгрузке из транспортных средств.
3. При перемещении барабанов с СИП следует избегать контактов с острыми предметами, например, когда используется вилочный погрузчик.
4. При резке жил проводников или жгута в целом рекомендуется использовать секторные ножницы С 32.
5. После разрезания на свободные концы жгута СИП следует наложить хомуты Е 778 или электрическую изоляционную ленту, чтобы предотвратить дальнейшее его раскручивание или ослабление.
6. Не следует удалять обшивку с барабана прежде, чем он будет установлен для раскатки СИП.
7. При перемещении барабана по земле следует катить его в направлении, обозначенном стрелкой на боковой стороне барабана. При раскатке СИП с барабана направление его вращения должно быть противоположным.
8. Не следует хранить барабаны на мокрой почве, в песчаных или влажных местах.
9. Не следует сбрасывать СИП на землю, а затем поднимать его и закладывать в ролик, раскатка СИП осуществляется с барабана.
Раскатка СИП в анкерном пролёте
1. Технология раскатки СИП предусматривает следующие виды работ:
- установка барабана;
- установка механизма для раскатки СИП у анкерной опоры;
- раскатка каната-лидера по роликам;
- связь между тросом и СИП;
- раскатка СИП;
- натяжение и закрепление СИП в анкерном пролёте;
- регулировка СИП;
- установка зажима подвески на несущей нулевой жиле.
2. Установка барабана
Предпочтительно, чтобы барабан был расположен вблизи опоры, на которой производится окончательная регулировка стрел провеса и тяжения. Барабан устанавливается на расстоянии от опоры равном, по меньшей мере, высоте опоры от поверхности земли. Раскатку производят без рывков под тяжением. Во время раскатки, СИП не должен касаться земли, металлических и бетонных конструкций.
3. Установка механизма для раскатки СИП на анкерной опоре
До начала работ по раскатке СИП следует на расстоянии 10-15 м от анкерной опоры подготовить площадку, установить и надежно закрепить на ней раскаточное устройство (колесно-кабельный транспортер или кабельные домкраты). Подкатить к раскаточному устройству барабан с СИП, подготовить комплект раскаточных роликов, перемотать из бухты на металлическую катушку канат-лидер. Канат-лидер из синтетических волокона диаметром 10мм и длиной 30-50м предназначен для раскатки СИП вручную; канат из синтетических волокон диаметром 12мм и длиной 300м и более, предназначен для раскатки с применением механизмов.
4. Раскатка канат-лидера по роликам
Бригада разделяется на два звена. Первое звено в составе двух электролинейщиков готовит к раскатке барабан с СИП. Второе звено в составе трех электролинейщиков готовит механизм для раскатки СИП (бензиновый двигатель, машина или другой аналогичный механизм) и производит раскатку каната-лидера с одновременной подвеской монтажных роликов RT 2 и промежуточной подвески ES 1500Е на опорах монтируемого участка ВЛИ. Подъем каната-лидера, и установка роликов с промежуточной подвеской производятся по мере продвижения вдоль анкерного пролета от механизма раскатки к барабану с СИП. Крепление промежуточной подвески ES 1500Е к опорам производится при помощи металлической ленты F207 и скрепы NC20; если в опоре есть технологическое отверстие, то промежуточная подвеска может крепиться на болт. Ролики RT 2 крепятся за отверстие в кронштейне промежуточной подвески ES 1500Е. Состав комплекта и количество раскаточных роликов типа RT 5 и RT 2, зависят от числа промежуточных, анкерных, угловых анкерных и других сложных опор в анкерном пролёте.
Ролики крепятся на опорах таким образом, чтобы ось жгута СИП была на уровне лодочки поддерживающего зажима. Это делается для снижения усилий на зажимы при перекладке и во избежание неправильной регулировки зажимов на угловых промежуточных опорах. Ролики для раскатки RT 5, крепятся прямо на стойках опорах при помощи устройства крепления с ремнём. Ролики RT 5 применяются, главным образом, на анкерных и других сложных опорах. Ролики RT 2 крепятся за отверстие в кронштейне промежуточной подвески ES 1500Е, при этом значительно сокращается время раскатки СИП. Ролики RT2 применяются, в основном, на промежуточных опорах.
Комплект промежуточной подвески ES 1500Е фирмы НИЛЕД, рассчитан на механические усилия, применяемые при раскатке.
Рис. 5.3. Комплект для раскатки СИП EdR70
5. Связь между тросом-лидером и СИП
По окончании раскатки каната-лидера производится связь между СИП и канатом-лидером посредством металлического чулка СМ1700, металлического чулка СМ1750 для несущей нулевой жилы СИП, вертлюга Е-В и синтетического чулка CN охватывающего жгут целиком (рис. 5.3). При этом один электролинейщик сжимает чулок, увеличивая диаметр чулка, а другой — вставляет в него свободный конец СИП. После освобождения от сжимающего усилия раскаточный чулок плотно охватывает конец пучка СИП. Для более надежного соединения чулка с жилами накладывают два бандажа из изоляционной ленты. К грузовому кольцу чулка крепят канат-лидер и проверяют надежность выполненного соединения. Информация о комплекте для раскатки СИП находится в разделе.
6. Раскатка
Раскатка вручную
Раскатка СИП сечением токопроводящей жилы сечением до 50 ммг может осуществляться вручную на ограниченных участках ВЛИ (до 100 м) и пролётами до 50 м. Механическая раскатка
После проверки готовности к раскатке СИП дается команда на запуск двигателя раскаточного механизма. Обязанности между членами бригады распределяются следующим образом: один электролинейщик на линии регулирует работу бензомоторного двигателя и следит за равномерностью намотки каната-лидера на катушку раскаточного механизма, другой — следит за плавностью вращения барабана с СИП, остальные наблюдают за прохождением узла соединения каната-лидера с СИП через раскаточные ролики. В случае необходимости команды об остановке раскатки передаются электролинейщику, находящемуся у раскаточного механизма.
Процесс раскатки продолжается до тех пор, пока весь канат-лидер не навьется на металлическую катушку раскаточного механизма, а узел соединения каната с раскаточным чулком не приблизится вплотную к катушке. Бензомоторный двигатель останавливают, СИП прикрепляют к анкерной опоре капроновым тросом или временным анкером, после чего освобождают от чулка канат-лидер, а затем СИП. В конце раскатки, когда СИП прошел последний ролик, необходимо оставить свободный конец жгута длиной, достаточной для электрического соединения проводов. С целью беспрепятственного прохождения всего СИП через ролики, особенно на первой и на угловых опорах, следует внимательно и осторожно выполнять все технологические операции. В процессе раскатки не допускается трение СИП о поверхность земли, металлические и железобетонные элементы опор, зданий и сооружений. Скорость раскатки СИП не должна превышать 5 км/ч.
7. Натяжение и закрепление СИП в анкерном пролёте
В процессе натяжения и закрепления СИП в анкерном пролете выполняют установку анкерного зажима и закрепление СИП на первой анкерной опоре, натяжение СИП и закрепление его на второй анкерной опоре, закрепление СИП на промежуточных опорах. По монтажным таблицам в зависимости от температуры окружающего воздуха, марки, сечения СИП и расстановки опор в анкерном пролёте определяют величину усилия, с которым будет натягиваться несущая нулевая жила СИП. Допускается натягивать СИП с усилием, превышающим проектное значение не более чем на 5 %, учитывая удлинение СИП через несколько часов после окончания монтажа за счет освобождения от деформаций, возникших при намотке и хранении на барабане.
Визуально (по стрелам провеса) оценивают качество натяжки СИП в анкерном пролете, после чего провод, как правило, до начала следующей смены, оставляют «отвисеться».
Регулировку стрел провеса выполняют следующим образом:
— Устанавливают анкерный зажим РА 1500 на несущую нулевую жилу на концевой (анкерной) опоре. На жгут в месте около анкерного зажима накладывают пластиковый стяжной хомут Е 778 для предотвращения раскручивания жгута.
— Подвешивают зажим на кронштейн концевой опоры CS 10.3.
— Одновременно сматывают излишки СИП на барабан.
— Устанавливают на несущую нулевую жилу, как можно дальше в пролет, монтажный зажим SCT 50-70 и прикрепляют к нему динамометр и ручную лебедку РТ 500, предварительно закрепленную на первой опоре линии.
— Натягивают СИП ручной лебедки РТ 500, при этом усилие контролируют с помощью динамометра.
— Закрепляют зажим на кронштейне и устанавливают его на несущую нулевую жилу.
— Удаляют ручную лебедку РТ 500.
— Стяжным хомутом Е 778 связать жилы вместе.
8. Регулировка СИП
Измерение усилия в проводе осуществляется динамометром. Несоблюдение этого требования может привести к нарушению габаритов СИП или возникновению недопустимых нагрузок и воздействий на опоры ВЛИ.
Подвеска СИП осуществляется с помощью крепежной арматуры, которая закрепляется только на несущую нулевую жилу (для магистральных СИП). В расчетах подвески СИП учитываются следующие климатические модели нагрузок рассчитанные по нормам применяемым в России:
1. Температура +40°С, ветер и гололед отсутствуют.
2. Температура -40°С, ветер и гололед отсутствуют.
3. Провода покрыты гололедом, температура -5°С, ветер отсутствует.
4. Скоростной напор ветра 26,5 даН/м2 температура -5°С, гололед отсутствует.
5. Провода покрыты гололедом, температура -5°С, скоростной напор ветра 6,65 даН/м2 Какими бы ни были климатические условия (скоростные напоры ветра, температура, налипание снега, гололедно-изморозовые отложения), усилие, прикладываемое к несущей нулевой жиле СИП не должно превышать 700 даН.
Тяжение при подвеске СИП на опорах ВЛИ 0,4 кВ определяется по графикам (монтажным таблицам) в зависимости от длины пролета и расчетных параметров.
Пример выполнения работы:
Регулировка выполняется на участке ВЛИ длиной 150 м, состоящий из одного, двух или трех пролетов длиной до 50 м, ограниченных опорами анкерного типа. Натягивающее устройство крепится на вершине конечной опоры анкерного типа. Для регулировки СИП и установки зажима крепления на несущую нулевую жилу выполняют следующие действия:
• натягивают СИП до требуемого значения натяжения, измеряемого динамометром;
• отмечают место крепления на несущей нулевой жиле;
• устанавливают концевой зажим;
• устанавливают дополнительное тяжение, обеспечивающее крепления зажима к подвеске;
• ослабляют и снимают приспособление для натяжения;
• отрезают провода, оставляя концы требуемой длины;
• снимают раскаточный ролик.
Приспособление для натяжения, устанавливаемое на земле
Это приспособление необходимо устанавливать и убирать, увеличивая натяжение СИП на вершине конечной опоры, обеспечивающее установку зажима крепления на несущей нулевой жиле СИП.
Перерегулировка
После того, как осуществлена раскатка СИП по всей длине ВЛИ и выполнено первое анкерное крепление, СИП поддерживается при помощи натягивающего устройства, установленного на земле в конце ВЛИ. Регулировка первого участка
Регулировка первого участка осуществляется с помощью анкерного крепления. Эта операция требует установки на двойном кронштейне направляющего ролика параллельно раскаточному.
Регулировка остальных участков ВЛИ
На остальных участках ВЛИ регулировка выполняется аналогично схеме, описанной выше. Последнее крепление регулируется аналогично случаю с единственным пролетом. Для регулировки СИП и установки зажима крепления на несущую нулевую жилу выполняют следующие действия:
1. действуют одновременно двумя приспособлениями для натяжения (одно в конце ВЛИ, другое — на двойном кронштейне), одновременно регулируют первый пролет и необходимую «мягкость» крепления;
2. отмечают положение натяжного зажима;
3. устанавливают натяжной зажим;
4. создают дополнительное натяжение и прикрепляют зажим к кронштейну;
5. ослабляют и снимают приспособление для натяжения.